«Создание специальных ESG-продуктов – небыстрый процесс, мы не хотим поверхностно подходить к этому вопросу»

30 ноября '21
Генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Юрьевич Калинкин о конкуренции и развитии ситуации на лизинговом рынке.

- Можно ли утверждать, что лизинговый рынок во многом адаптировался к рискам, возникшим из-за пандемии, или же они еще продолжают накапливаться в отдельных сегментах? Какие изменения в деятельность компании привнесла пандемия?

- Безусловно, лизинговые компании во многом адаптировались к новым условиям ведения бизнеса. В первую очередь изменения коснулись цифровизации бизнеса и оперативности в реализации сделок. На примере Группы Газпромбанк Лизинг могу сказать, что возможность применения и инвестиции в развитие цифровых сервисов кратно повышают конкурентоспособность лизинговой компании. В прошлом году, когда начали вводить первые ограничения, мы оперативно переформатировали свой бизнес и за две недели подписали миллиардную сделку с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП). Это позволило группе дополнительно реализовать определенные объемы на рынке лизинга. И если по итогу прошлого года количество таких сделок составило чуть больше 1 тыс., то сейчас их число превысило 5,5 тыс.

Что касается оперативности, то рынок сам диктует условия. Если лизинговая компания не сможет быстро и выгодно для клиента договориться с импортером или автопроизводителем, то рискует остаться вовсе без машин даже с учетом контрактации поставки определенных марок на 1-е полугодие 2022 года. Если речь идет о лизинге морских сухогрузов с вторичного рынка, то оперативность в реализации сделки экономит клиенту миллионы долларов США.

- Какие продукты и сервисы, по вашему мнению, будут способствовать дальнейшему развитию автолизинга в РФ? Клиенты из каких ниш будут формировать большую часть спроса на автолизинг? Как вы оцениваете перспективы лизинга транспорта на ГМТ?

- Дальнейшему развитию автолизинга в России будут способствовать возраст корпоративных парков, поддержка государства по стимулированию спроса на продукцию отечественного автопрома, развитие сервисов такси и каршеринга (особенно в регионах), переход на технику на экологичном топливе (ГМТ) и прочее. Что касается сервисов подписки, то какого-то глобального прорыва мы не ожидаем в этом сегменте, поскольку требуется серьезная и взаимовыгодная работа импортеров и автопроизводителей. Не каждый готов так работать, особенно сейчас.

Отмечу также, что сегодня автолизинговые компании должны иметь обзор возможностей для развития бизнеса в диапазоне 360 градусов, а также предоставлять не всегда монетизированные услуги. Речь идет о юридическом сопровождении клиентов, скидках на топливо, предоставлении услуг служб эвакуации, хранения шин и прочих сервисах, которые в будущем значительно повысят лояльность клиентов и, соответственно, положительно отразятся на динамике развития автолизинга.

Что касается формирования спроса, то тут сложнее сказать. Сейчас основную потребность в автолизинге испытывают транспортные, логистические компании, службы доставки. Учитывая ситуацию на авторынке как в России, так и в мире (нехватка полупроводников, рост цен на автомобили и прочее), вряд ли кто возьмется прогнозировать, каким он будет в 2022 году. При этом мы не планируем каких-то резких снижений в бизнесе. Наоборот, Группа Газпромбанк Лизинг ищет новые возможности для удовлетворения потребностей клиентов. В частности, лизинг техники на газомоторном топливе – перспективное, экологически ориентированное направление для рынка лизинга.

- Успешно ли, по вашему мнению, сегмент такси и каршеринга проходит испытание коронавирусом (по сути, первым стресс-тестом для данной отрасли)? Пересмотрела ли компания свой риск-аппетит к клиентам из данного сегмента?

- Можно сказать, что оба сегмента прошли испытание пандемией. Другой вопрос, как… Повышенные риски, конечно, существуют и не только из-за распространения коронавирусной инфекции, но и в т. ч. за счет самой экономики каршерингового бизнеса или такси, их финмоделей. Рынок постепенно меняется. Этому способствуют и новые правила, и условия ведения бизнеса со стороны регулирующих органов.

В числе текущих трендов отмечу запросы такси с автопарками от нескольких сотен машин на нулевые авансы, когда в среднем лизинговые компании структурируют в этом сегменте сделки с небольшими игроками под 5-10% аванса на 36 месяцев. Кроме того, рыночная практика показывает, что если таксопарк имеет 100+ машин в управлении, то, как правило, ему выгоднее формировать собственный страховой резерв по сравнению с покупкой каско. Поэтому зачастую в договор лизинга включается только ОСАГО. Еще одним даже не трендом, а скорее подвисшим вопросом сейчас является возможность ограничения работы водителей такси. Развитие событий предсказуемо с точки зрения экономики таксопарков, поэтому мы всегда взвешенно подходим к финансированию таких компаний и продолжаем соблюдать нашу риск-политику. 

- В соответствии с концепцией по развитию электротранспорта в РФ до 2030 года одной из целей является производство электротранспортных средств в объеме не менее 10% от общего количества выпускаемой продукции. Какие задачи необходимо решить, чтобы лизинг мог стать одним из ключевых инструментов по переходу от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к электромобилям?

- Вопрос комплексный и не такой простой, как кажется на первый взгляд. В свое время такой же вопрос стоял в рамках развития рынка газомоторной техники, который позитивно, на мой взгляд, решается. Поэтому, чтобы лизинг стал в числе прочих одним из ключевых инструментов по финансированию электромобилей, необходимо решить задачи по развитию инфраструктуры, комплексному информированию участников рынка о выгодах перехода с ДВС, а также создать комфортные условия для продаж.

Государство уже запланировало стимулирующие меры по поддержке продаж электротранспорта, возможно, надо посмотреть еще и в сторону изменения налогообложения. Объективно ездить на электрокаре пока дорого (высокая стоимость машин, обслуживания и проч.), и, думаю, мало кто готов заряжать его, протягивая провод из окна дома. Такое я видел лишь на Севере во многих городах и не раз: автолюбители, чтобы завести зимой машину, ставили под нее обогреватель, подключенный к розетке из квартиры. То есть выход найти можно, но это точно не будет массовой практикой или решением. Группа Газпромбанк Лизинг как лидер рынка лизинга готова входить в проекты как по финансированию приобретения электрокаров, так и по строительству электрозаправок.

- Конкуренция на лизинговом рынке сейчас довольно высока, при этом набор продуктов, предоставляемый лизинговыми компаниями, схож между собой. На что компаниям необходимо делать основной упор в конкурентной борьбе? Что выходит на первый план у клиентов при выборе лизинговой компании?

- Конечно, все клиенты считают деньги и свою выгоду. Размер ставки играет важную роль при выборе лизинговой компании, но не всегда. Сейчас для клиента важны скорость (особенно в автолизинге) и гибкость финансового партнера, чем десятая доля процента по ставке. Мы уже давно сместили фокус развития бизнеса в сторону предоставления высококлассного сервиса и заботы о клиенте.

К примеру, недавно завершился эксклюзивный и, самое главное, бесплатный курс обучения клиентов Группы Газпромбанк Лизинг и Газпромбанка по новым стандартам учета ФСБУ 25. Более 800 человек получили необходимые для работы знания в формате вебинаров, чтобы подготовиться к началу 2022 года. Мы получили массу благодарностей и позитивные отклики, что говорит о нашей клиентоориентированности и возможности получить максимальную лояльность к продуктам и услугам Группы.

- Как вы смотрите на перспективы развития зеленых и социальных проектов, в финансировании которых могут принять участие лизинговые компании, на 2022-2023 годы? Каков на текущий момент спрос со стороны клиентов на лизинговые услуги в рамках зеленых проектов? Какие меры, по вашему мнению, необходимы со стороны органов государственной власти для стимулирования внедрения принципов ESG в лизинговый сектор?

- Тренд на развитие зеленых и социальных проектов задан, перспективы развития, на мой взгляд, очевидны. Сегодня многие промышленные корпорации и финансовые институты прорабатывают вопрос финансирования таких проектов, и Группа Газпромбанк Лизинг не исключение. Но создание специальных ESG-продуктов – небыстрый процесс, мы не хотим поверхностно подходить к этому вопросу. Начали с окрашивания проектов ESG в портфеле Группы, а продукты и услуги для их финансирования уже есть. Группа Газпромбанк Лизинг успешно финансирует проекты по обновлению парков машин скорой помощи, переходу транспорта на газомоторное топливо, энергосбережению и прочие, что соответствует целям устойчивого развития. Как видно, спрос есть и он будет только увеличиваться.

Что касается мер со стороны органов власти для стимулирования внедрения принципов устойчивого развития в лизинговую отрасль, то сначала необходимо разработать четкие правила и нормативы по определению ESG-проектов. Не менее важно понимать последствия и выгоды таких мер для клиентов-лизингополучателей.

- Учитывает или планирует ли учитывать компания ESG-параметры при оценке профилей как лизингополучателей, так и лизингодателей? Какие основные ESG-метрики вы бы выделили?

- Безусловно, следуя принципам работы нашего акционера, мы будем смотреть в эту сторону, анализировать и делать соответствующие шаги. Готовы поддержать любые ESG-метрики при условии, что они будут качественно и глубинно проработаны в целях удовлетворения интересов всех участников рынка: банков, лизинговых компаний, клиентов и поставщиков.

- Какие сегменты рынка, по вашему мнению, покажут наибольший рост в следующем году, а какие, напротив, сокращение? Какие ключевые долгосрочные тренды рынка лизинга в РФ вы бы выделили на горизонте 10 лет?

- Ожидаем продолжения роста в сегменте автолизинга и в целом лизинга транспорта, в т. ч. колесного и строительно-дорожной техники. Спрос растет, меры господдержки успешно реализуются. Что касается сокращения объемов бизнеса в каких-либо сегментах в 2022 году, то все будет зависеть от ситуации с пандемией и от развития отдельных отраслей. Среди долгосрочных трендов рынка на горизонте 10 лет, помимо лизинга транспорта (включая городской транспорт), отмечу увеличение доли финансирования инфраструктурных и социальных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

- Как вы оцениваете перспективы развития лизинга телекоммуникационного оборудования? Какое оборудование будет пользоваться наибольшим спросом со стороны клиентов?

- Группа Газпромбанк Лизинг положительно оценивает потенциал и перспективы развития лизинга IT/телекомоборудования, поскольку этот сегмент задействован практически во всех секторах экономики. Без должного поддержания и развития высокотехнологичной инфраструктуры невозможно идти вперед, открывать новые горизонты для бизнеса. Технологии стремительно развиваются, и на их масштабирование требуются значительные инвестиции, в т. ч. лизинговые.

Источник: Эксперт РА.
«Создание специальных ESG-продуктов – небыстрый процесс, мы не хотим поверхностно подходить к этому вопросу» «Создание специальных ESG-продуктов – небыстрый процесс, мы не хотим поверхностно подходить к этому вопросу» – средства массовой информации о лизинговой компании «Газпромбанк Лизинг» СМИ о нас https://gpbl.ru/upload/iblock/6b5/6b5bcb92b32263b7028c140cbf2b7bb5.jpg
Газпромбанк Лизинг 115432, г. Москва, Проектируемый проезд №4062, д. 6, стр. 16, БЦ «Port Plaza» +7 495 719-13-96
«Создание специальных ESG-продуктов – небыстрый процесс, мы не хотим поверхностно подходить к этому вопросу»

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}

Пользуясь сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.
Подробная информация приведена в соответствующих правилах

Понятно