Лизинг сбавил темп

18 сентября '19
По итогам первого полугодия 2019 года объем нового бизнеса (ОНБ) лизинговых компаний в России вырос до 730 млрд рублей, или на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это минимальные значения темпов роста, который показывали лизинговые компании за последние 3 года. Так, за первые 6 месяцев 2018 года рынок вырос на 51%, по итогам аналогичного периода 2017 года - на 55%.

В целом ОНБ у игроков рынка лизинга до конца 2019 года вырастет не более чем на 15% и только за счет программ господдержки автолизинга. Такие выводы содержатся в исследовании агентства "Эксперт РА", проведенном путем анкетирования компаний.
Стагнация рынка

Низкие темпы роста ОНБ по сравнению с прошлыми годами связаны со снижением железнодорожного сегмента (на 30%) и авиализинга (на 50%).

Как отмечает "Эксперт РА", общее снижение пока стабилизируется за счет объемов сделок с недвижимостью, морскими и речными судами. Также поддержку оказывает автолизинг: Минпромторг продлил программу субсидирования на второе полугодие, и, вероятно, она будет продлена и на 2020 год. Кроме того, лизинговые компании стали активно работать в новых и быстрорастущих сегментах - лизинге такси и каршеринговых авто, что сказывается на объемах сделок с малым и средним бизнесом (МСБ). Его доля в ОНБ впервые за 3 года выросла до 49%.

Петербургские компании в общем ОНБ российских лизингодателей занимают всего 7%, или 49,7 млрд рублей (рост ОНБ в Петербургесоставил 8,9%). И 80% от объема приходится на три крупнейших игрока - универсальные ГК "Балтийский лизинг" и "Интерлизинг", а также на связанную с Тихвинским вагоностроительным заводом ГК "Рейл1520" (специализируется на лизинге ж/д вагонов).

На российском рынке половину объемов нового бизнеса в первом полугодии обеспечили крупнейшие лизингодатели с государственным участием в капитале: "Сбербанк Лизинг", ГТЛК, "ВЭБ-Лизинг" и "ВТБ-Лизинг".

Путь на укрупнение

Если на показатели объемов федерального лизинга оказывают влияние разовые крупные сделки авиакомпаний или ж/д перевозчиков, местным лизинговым компаниям позволяет развиваться своя региональная специфика.

"С точки зрения расположения Петербурга и местного бизнеса существенную долю на рынке занимает лизинг речных судов, а также относительно небольшую - сегмент авиа- и ж/д техники (так как большинство подобных сделок проводится на федеральном уровне московскими компаниями), - отмечают в пресс- службе банка "Санкт-Петербург". - Основным драйвером развития рынка остается лизинг легкового и грузового транспорта, специальной техники. Дальнейший рост обеспечат повышение рыночных цен на технику, развитие инфраструктурных проектов, меры государственной поддержки лизинговых программ".

Количество лизинговых игроков в Петербурге меньше, чем в Москве. Как отмечают опрошенные "ДП" участники рынка, в городе, как и в целом по стране, сохраняется тенденция на укрупнение игроков лизингового рынка.

Доля крупных игроков продолжает нарастать. Мелкие же участники продолжают терять конкурентоспособность по отношению к крупным игрокам из-за более дорогих ресурсов и меньшей поддержки со стороны производителей.

Это происходит в том числе и в связи с ожидаемой лизинговой реформой, а также введением требований к капиталу лизинговых компаний. В начале текущего года Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании деятельности лизинговых компаний. Ожидается, что во втором чтении законопроект будет значительно переработан, однако не отменит требование по ведению отчетности компаний по МСФО, вхождению их в спецреестры, повышению капитала для участия в программах с господдержкой и, вероятно, созданию саморегулируемых организаций.

Динамика в позитиве

Лизинговые компании диверсифицируют свою деятельность. "Внешних факторов, стимулирующих развитие лизинговой отрасли в текущем году, к сожалению, не сформировалось, - полагает Андрей Бугров, руководитель петербургского дивизиона компании "Балтийский лизинг". - Поэтому лизингодатели усиливают мониторинг отраслей, отслеживают потребность в обновлении парков спецтехники и транспорта по конкретным предприятиям. Мы обеспечили себе прирост по объему нового бизнеса в разных сегментах". По словам Андрея Бугрова, по итогам 8 месяцев 2019 года его компания показала рост нового бизнеса в Петербурге на 47,2%, до 5,5 млрд рублей.

"На местном рынке наш бизнес вырос на 106 %, до 2,7 млрд рублей", - сообщил Максим Агаджанов, генеральный директор "Газпромбанк Лизинг".

По его словам, компания выделила сегмент автолизинга в отдельное направление, специально создав отдельное юрлицо для данного направления. В Петербурге оно открылось только в феврале текущего года, и уже к августу его объемы нового бизнеса достигли 834 млн рублей. И в основном это рынок легковых автомобилей для МСБ.
"Наши объемы по СЗФО выросли на 7%, или до 2,4 млрд рублей", - отметила Елизавета Дворникова, региональный директор по Северо- Западному федеральному округу ГК "Интерлизинг".

По итогам года участники рынка ожидают более существенного роста сегмента автолизинга за счет МСБ. В том числе из-за мусорной реформы: городу, как и стране, нужны новые мусоровозы.

9% составил прирост объемов нового бизнеса у петербургских лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2019 года, по данным анкетирования "Эксперт РА"

МАКСИМ АГАДЖАНОВ генеральный директор "Газпромбанк Лизинг": Петербург будет следовать в общем тренде роста продаж по году, который прогнозируется на уровне 20%. Самое важное - бизнес получил хорошую возможность сэкономить на сделках финансовой аренды за счет средств господдержки. Первое полугодие характеризовалось волной субсидирования рынка автолизинга, когда на поддержку спроса было выделено 4 млрд рублей - они позволили реализовать дополнительно 11,8 тыс. единиц техники. В июле поддержка была возобновлена, по итогам года мы ожидаем, что каждая десятая сделка финансовой аренды автомобилей пройдет с использованием средств господдержки. В целом на рынке и в Петербурге наблюдается тенденция укрупнения лизингового бизнеса. Более мелкие игроки закрываются либо переквалифицируются в арендные компании.

ЕЛИЗАВЕТА ДВОРНИКОВА региональный директор по СЗФО ГК "Интерлизинг": Отложенный спрос на обновление устаревших автопарков способствует росту нового бизнеса лизинговых компаний. Наличие инфраструктурных объектов в городе также влияет на рост продаж техники. Основные пользователи лизинговых услуг - предприятия, которые участвуют в строительстве и ремонте дорог. Поддержку автолизингу оказывает и стремительное развитие каршеринга, и постоянное расширение таксомоторных парков. Мы прогнозируем прирост рынка лизинга по итогам текущего года не более чем на 15%.

Источник: журнал «Деловой Петербург».

журнал «Деловой Петербург»


Лизинг сбавил темп Лизинг сбавил темп – средства массовой информации о лизинговой компании «Газпромбанк Лизинг» СМИ о нас https://gpbl.ru/upload/iblock/4a6/4a6d546bc61bbf4fca6c8e7120f331b1.png
Газпромбанк Лизинг 115432, г. Москва, Проектируемый проезд №4062, д. 6, стр. 16, БЦ «Port Plaza» +7 495 719-13-96
Лизинг сбавил темп

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}