Итоги 2021 года на российском рынке лизинга

22 марта '22
Максим Калинкин, генеральный директор ГК Газпромбанк Лизинг
Интервью со спикером было взято по состоянию на начало февраля 2022 года.

- Какие основные события в деятельности вашей компании произошли в 2021 году? Каких плановых показателей удалось достигнуть, а каких нет и почему?

  - Основное событие 2021 года – рекордный рост бизнеса Группы Газпромбанк Лизинг. Я бы назвал этот рост прорывным, так как это был лучший год с точки зрения достижения объемов за всю историю. Мы добились прироста бизнеса более чем в два раза (272 млрд рублей с НДС) за счет одинаково положительной работы как розничного, так и корпоративного направления. В разрезе розничного автобизнеса группы,  несмотря на продолжающийся дефицит автомобилей, мы добились трехкратного роста бизнеса по сравнению с 2020 годом – объем нового бизнеса составил 184 млрд рублей с НДС. Также хотелось бы отметить грамотную диверсификацию лизингового портфеля и снижение доли железнодорожного транспорта до 21%. Еще недавно этот сегмент занимал в портфеле порядка 70–80%. Тем не менее мы по-прежнему считаем работу с крупными грузовладельцами и вагонными операторами перспективной для развития. Поэтому объем нового бизнеса в данном сегменте увеличился в 2021 году почти в три раза и достиг 12,9 млрд рублей с НДС.

Интерес Группы Газпромбанк Лизинг был направлен и в сторону работы с судоходными компаниями, поскольку в период пандемии остро встал вопрос с грузоперевозками. В течение года повышенный спрос наблюдался на грузовой флот – на контейнеровозы и сухогрузы. Причем как на новые, так и со вторичного рынка. Это позволило нам в 11 раз превысить показатели 2020 года в сегменте лизинга морских и речных судов, а стоимость таких сделок составила 27 млрд рублей с НДС.

Отлично отработали команды Группы Газпромбанк Лизинг со спросом на строительно-дорожную и спецтехнику, легковой, легкий коммерческий и грузовой транспорт, нефтегазовое оборудование и проч. Поэтому глобально не могу сказать, что нам чего-то не удалось реализовать. Были проекты, которые мы будем реализовывать в 2022 году.

- Какие основные тренды рынка в 2021 году вы бы выделили? Какие тренды, по вашему мнению, будут определяющими для рынка в 2022 году?

- Основным трендом рынка лизинга в 2021 году стал дефицит транспорта и его комплектующих, конечно. Нам бы хотелось более оптимистично смотреть на развитие событий в 2022-м, но, думаю, нехватка новых автомобилей продлится. Как долго, никто не знает. Еще одним трендом 2021 года стало восстановление ряда отраслей крупного сектора, что нашло отражение на привлечении лизинговых инвестиций в перевооружение фондов. Это можно было видеть на увеличении грузоперевозок по морю, а также на росте нагрузки на железнодорожные сети и логистику в целом.

Активная работа государства по поддержке социально значимых проектов также тренд 2021 года. Значительные инвестиции были направлены на обновление городских автобусных парков, инфраструктуры образовательных учреждений, автопарков скорой помощи и проч. Если продолжить тему ключевых трендов 2022 года, то одним из них станут наличие квот и возможность получения лимитов от автопроизводителей. Важную роль также будет играть позиция автопроизводителей на пролонгацию ранее действующих программ лояльности как для клиентов, так и для лизинговых компаний.

- Как изменился спрос со стороны лизингополучателей (с точки зрения предметов лизинга, сроков и иных параметров) в 2021 году? Какие особенности в этом контексте можно выделить в сегменте малых и средних предприятий?

- В течение прошлого года мы наблюдали повышенный спрос практически на все предметы лизинга за некоторым исключением. Рынку катастрофически не хватало не только легковых, но и грузовых автомобилей, в каких-то случаях дефицит наблюдался в сегменте спецтехники. Поэтому в 2021 году особо востребованным был б/у транспорт, срок экспозиции которого длился в среднем от двух недель до месяца с момента выставления на продажу. Активный рост грузоперевозок и цен на уголь подогрел железнодорожный рынок: вагоностроители принимают заказы уже на 2023 год. В срезе иностранных грузовиков поставки некоторых марок контрактуются уже на I и II кварталы 2023 года… Очевидно, что клиенты старались как можно быстрее зафиксировать стоимость и/или контракты на поставку, так как цены и сроки менялись достаточно показательно. Со своей стороны Группа Газпромбанк Лизинг соблюдает сроки поставки необходимой техники, зафиксировав их в договоре лизинга. Такое возможно только при наличии многолетних отношений с производителями, а также благодаря контрактуемым объемам. Например, в 2021 году мы приобрели почти 2 тыс. КамАЗов на общую сумму 12,597 млрд рублей и более 3,3 тыс. автомобилей LADA общей стоимостью 2,6 млрд рублей. Если говорить о сегменте МСБ, то каких-то особых изменений в спросе на лизинг с их стороны не было. Все оказались в одинаковых условиях.

  - В 2021 году компания показала взрывной рост сделок в автолизинге. Что послужило основными причинами столь высоких результатов компании? Какой вклад в это внесла интеграция ЛК Каркаде в группу?

- Взрывному росту Группы Газпромбанк Лизинг в сегменте лизинга автомобилей в 2021 году способствовала совокупность сразу нескольких причин. Это обновление управленческого состава в 2020 году, политики работы в сегменте МСБ и возможность получения скидок от автопроизводителей, с которыми мы постоянно ведем диалог. Плюс, конечно, наша ответственность по обязательствам: мы берем на себя те объемы, которые ранее не были доступны. Скажем так, сработал эффект группы. Понимая, как работает рынок, чтобы добиться сверхрезультата, мы приобрели Carcade. То есть не для слияния или поглощения, а ради увеличения доли, что и произошло. По итогам девяти месяцев 2021-го Группа Газпромбанк Лизинг занимает 12% рынка лизинга автотранспорта в России.

- Какую динамику автолизинга вы ожидаете в 2022 году? Насколько проблема комиссионных вознаграждений дилеров сегодня чувствительна для автолизинга?

- Мы бы хотели, чтобы рост автолизинга продолжился, безусловно. Пусть он будет сдержанным в силу ряда причин, но развивается. Что касается проблемы комиссионных вознаграждений дилеров, то она чувствительна скорее для новых игроков автолизинга. Для нас – нет, так как это часть рынка, часть продаж.

- Как вы смотрите на перспективы развития автолизинга для физлиц в 2022 году? За последние два года ряд крупных лизинговых игроков, агрегаторов и автопроизводителей внедрили предложения по подписке на автомобиль. Планирует ли компания вводить аналогичные продукты на рынок? Почему?

- Оценить перспективы развития автолизинга для физических лиц не представляется возможным сейчас из-за всем известного вопроса с НДС. Очевидно, что сервис подписки на автомобиль – более подходящий вариант для российских пользователей в данном сегменте. Поэтому Группа Газпромбанк Лизинг в ближайшее время планирует запустить данный сервис. Важно подчеркнуть, что для нас это не дань моде, а серьезный задел на расширение бизнеса.

Могу сказать больше. За 24 года, что работаю на рынке лизинга, я был свидетелем трех-четырех волн по запуску лизинга для физлиц. Пользователям всегда было важно иметь автомобиль в собственности (несмотря на то, что он был в залоге у банка) нежели владеть и пользоваться автомобилем без перехода права собственности в будущем. Наш российский менталитет и прочие факторы, конечно, не позволяли раскрыть все преимущества этого продукта. И только после появления на российском рынке каршеринга, когда приоритеты изменились, я поверил в подписку и операционный лизинг. Мы имеем дело с совершенно новым поколением, которое готово владеть активом здесь и сейчас. Спрос постоянно растет, поэтому мы приняли решение о входе в сегмент подписки.

Помимо нового поколения пользователей автомобилей изменился и сам портрет целевой аудитории. Например, на рынке премиального авто. В прошлом году встречались с одним из представителей премиум-сегмента на российском авторынке. И если до пандемии портрет их потенциального клиента характеризовался успешной аудиторией 35+, то сейчас уже 55+. Это люди, которые желают приобрести новое премиальное авто определенной марки в срочном порядке, нежели никогда не иметь возможности им воспользоваться. Сами импортеры признаются, что это совершенно новая история, новый подход к изменению целевого клиента.

- Какие стратегические цели компании на 2022 год вы выделяете в качестве приоритетных? Планирует ли компания работать в новых направлениях? Каких результатов компании вы ожидаете по итогам всего 2022 года?

- В числе стратегических целей Группы Газпромбанк Лизинг на 2022 год возвращение прежних программ развития и запуск новых направлений, которые могут дать концептуальный рывок для рынка лизинга. Вплоть до инициатив по изменению законодательства. Финансирование проектов социальной инфраструктуры также входит в число наших приоритетов.

Важно сказать, что мы не ставим себе цель быть номером один на рынке. Главное для нас – удовлетворение спроса клиентов, реализация планов акционера, в т. ч. по доходности и стабильность развития всех компаний группы.

Источник: Эксперт РА.
Итоги 2021 года на российском рынке лизинга Итоги 2021 года на российском рынке лизинга – средства массовой информации о лизинговой компании «Газпромбанк Лизинг» СМИ о нас https://gpbl.ru/upload/iblock/9fd/9fd0290dc13dbee0f6179c6ddb097225.png
Газпромбанк Лизинг 115432, г. Москва, Проектируемый проезд №4062, д. 6, стр. 16, БЦ «Port Plaza» +7 495 719-13-96
Итоги 2021 года на российском рынке лизинга
{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}

Пользуясь сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.
Подробная информация приведена в соответствующих правилах

Понятно