Государственная поддержка российского лизинга, Коммерсант, "Лизинг". Приложение, №67 (5098)

17 апреля '13

Одно из ключевых препятствий на пути стабилизации российской экономики — слабая инвестиционная активность российских предприятий. В то же время мировой опыт показывает прямую зависимость между развитием лизинга и привлечением капиталовложений.

Понятно, что лизинг не может существовать отдельно от отечественной экономики и что на него оказывают влияние все принимаемые законы и события, происходящие в ней. В связи с существенным износом основных фондов российских предприятий, вступлением в ВТО, положением России на мировой арене в настоящее время существует объективная необходимость в полномасштабном перевооружении производства. Лизинг при активном внедрении может стать мощным импульсом, как для технического обновления производства, так и для структурной перестройки всей экономики в целом. Но задача такого масштаба может быть осуществима только при тесном взаимодействии лизингового сообщества с государственными структурами в части принятия законодательных инициатив, способствующих развитию экономики в целом.

В России положения многих законодательных и нормативных документов, регламентирующих общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных операций и т. д., не являются специфическими по отношению к лизинговой отрасли и не учитывают специфику деятельности лизинговых компаний. В настоящее время существует ряд актуальных вопросов, требующих решения на уровне законодательства.

Во-первых, наличие налоговых льгот при лизинге оказывает существенное влияние на реализацию инвестиционных программ предприятиями, не имеющими запаса рентабельности, а к ним относится большинство российских производителей. Поэтому одним из последствий отмены ускоренной амортизации может стать снижение их инвестиционной активности. Во-вторых, принятие таких изменений повлечет за собой развитие других сфер лизинга, таких как оперативный лизинг, лизинг для физических лиц и пр., а они в настоящий момент не обеспечены необходимой поддержкой с точки зрения законодательства.

Отсутствие консолидированной позиции по вопросу соблюдения баланса интересов лизингодателей и лизингополучателей в случае изъятия предмета лизинга: в отношении лизингополучателя — сбалансированный подход к пониманию цены выкупа, в отношении лизинговых компаний — принятие цивилизованных правил изъятия.

В первую очередь перспективы развития рынка лизинга в России зависят от его привлекательности для потребителей этой услуги. Именно поэтому столь важны инициативы, реализуемые государством в рамках поддержки лизингополучателей. В настоящее время во многих регионах России приняты программы субсидирования части затрат на обслуживание договоров лизинга для малого бизнеса, а также для предприятий, приобретающих с помощью лизинга имущество, произведенное российскими предприятиями.

Следующим этапом поддержки данной инициативы должно стать возмещение субъектам малого бизнеса, инновационным компаниям, а также предприятиям стратегических отраслей части лизинговых платежей при покупке нового технологического оборудования, в том числе и импортного, при условии, что аналогичное оборудование не производится на территории России. Кроме возмещения в финансовой форме такие сделки могут поддерживаться в форме предоставления гарантий со стороны субъектов федерации, на территории которых реализуются программы развития.

Важно отметить, что не только лизинговый рынок должен быть заинтересован в государстве и требовать от него принятия комфортных для себя условий деятельности, но и государство должно быть заинтересовано в лизинговом рынке, который для этого должен обеспечить прозрачность операций, понятные стандарты и подходы к работе. Это позволит рассматривать лизинг как рискозащищенный инструмент с точки зрения экономики в целом.

Дальнейшее развитие рынка лизинга диктует необходимость создания стандартов лизинговой деятельности, которые позволят снизить административную нагрузку на лизингополучателей, повысить инвестиционную привлекательность отрасли в целом за счет снижения рисков, расширить доступ для российских лизинговых компаний на рынки капитала.

На реализацию этих целей направлена в первую очередь инициатива по разработке стандартов по риск-менеджменту и созданию саморегулирующей организации в лизинговой отрасли. Принятие единых стандартов позволит и финансовым институтам рассматривать лизинговые компании в качестве привлекательных надежных заемщиков.

Банковские кредиты для лизинговых компаний — ключевой источник фондирования и занимает в их пассивах около 70%, поэтому конкурентоспособность и рентабельность лизинговых компаний в России существенно зависят от условий банковского фондирования. Однако сейчас лизинговые компании с точки зрения формальных показателей не являются лучшими клиентами для банков.

С 1 июля 2012 года вступила в силу новая версия инструкции 110-и по расчету достаточности капитала банков. Согласно ей, устанавливаются повышенные коэффициенты риска 1,5 по многим группам заемщиков — фактически для значительной части корпоративных заемщиков, не относящихся к малому бизнесу, стратегическим предприятиям, а также к оборонно-промышленному комплексу. Банковский сектор России стремится к базельским принципам, в частности, в плане критериев кредитного качества заемщиков. В новой инструкции 110-и предусмотрено важное исключение: при наличии кредитного рейтинга высокого уровня повышенный коэффициент риска не применяется. Поэтому формирование сильного устойчивого лизингового рынка неосуществимо без повышенного внимания лизингодателей к уровню собственной финансовой устойчивости.

Результатом таких мер должно стать повышение капитализации российских лизинговых компаний и привлекательности рынка для инвесторов. Это позволит рассматривать лизинг не как способ использования налоговых преференций, но как зрелый механизм инвестирования.

Максим Агаджанов, генеральный директор "Газпромбанк Лизинга"
 
 
 
Государственная поддержка российского лизинга, Коммерсант, "Лизинг". Приложение, №67 (5098) Государственная поддержка российского лизинга, Коммерсант, "Лизинг". Приложение, №67 (5098) – средства массовой информации о лизинговой компании «Газпромбанк Лизинг» СМИ о нас https://gpbl.ru
Газпромбанк Лизинг 115432, г. Москва, Проектируемый проезд №4062, д. 6, стр. 16, БЦ «Port Plaza» +7 495 719-13-96
Государственная поддержка российского лизинга, Коммерсант, "Лизинг". Приложение, №67 (5098)

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}