Быстрого насыщения рынка новым транспортом не произойдет

13 сентября '22
Максим Калинкин дал интервью для рейтингового агентства «Эксперт РА» о развитии рынка лизинга в первом полугодии 2022 г., об основных драйверах и ожиданиях до конца года.

- Какие меры, принятые менеджментом, способствовали смягчению негативных экономических последствий на бизнес компании в 1-м полугодии 2022 года? Какие изменения внесла и/или планирует внести компания в свою работу в ответ на вызовы, возникшие из-за сложившегося дефицита предметов лизинга?

- Группа Газпромбанк Лизинг работает на рынке лизинга уже почти 20 лет. Не в первый раз мы, как и остальные участники, сталкиваемся с ситуацией неопределенности. Поэтому именно слаженная работа различных служб группы и максимальная концентрация на потребностях клиентов помогли практически нивелировать все сложные моменты 1-го полугодия. И достигнутые показатели за этот период только подтверждают мои слова. Объем нового бизнеса Группы Газпромбанк Лизинг увеличился почти в два раза и составил более 180 млрд рублей.

В любой кризисный период во главу угла ставится система риск-менеджмента компании. Мы достаточно оперативно отреагировали на происходящие изменения и скорректировали направления развития. К примеру, с сегмента легкового автотранспорта, который находится в жестком дефиците еще с 2021 года, мы перенаправили фокус на грузовой сектор, поскольку сильно возросла потребность компаний в налаживании новых логистических коридоров.    

- Как, по вашим наблюдениям, изменился спрос со стороны лизингополучателей в части предметов лизинга в 1-м полугодии 2022 года? Ощутимо ли сказались на клиентской базе компании сворачивание бизнеса и уход из России иностранных лизинговых компаний?

- Конечно, спрос со стороны лизингополучателей изменился. Не готов сравнивать итоги 1-го полугодия текущего года с прошлым, поскольку тогда наблюдалось все-таки постпандемическое восстановление сегментов рынка. И если тогда основной спрос был на легковой сегмент, то сейчас фокус лизингополучателей сместился на коммерческую и строительно-дорожную технику. Так, за шесть месяцев текущего года доля грузового автотранспорта в объеме нового бизнеса Группы Газпромбанк Лизинг составила 24% (+9 п. п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а доля дорожно-строительной и спецтехники достигла 18% (+9 п. п.).

Основным триггером трансформации этого спроса стало наличие предметов лизинга и возможность их приобретения. Из-за ограничения в логистике мы совместно с клиентами были вынуждены оперативно рассматривать замену западных производителей и поставщиков на азиатские аналоги. Основная проблема была с уже заказанным за рубежом имуществом. Если оно уже было произведено, то мы ускоряли процесс финансирования. В противном случае этот процесс нецелесообразен.

Что касается ухода иностранных лизинговых компаний, то какого-то массового притока клиентов из-за этого не произошло. По крайней мере, у нас такой статистики нет. Мы финансируем потребности любых лизингополучателей вне зависимости от того, где они ранее обслуживались. За январь – июнь 2022 года Группа Газпромбанк Лизинг привлекла почти 7 тыс. новых корпоративных и МСБ-клиентов.

- Рассматривает ли компания развитие лизинга б/у техники как долгосрочный тренд или только как вынужденную меру в период нехватки новой техники? С какими б/у предметами лизинга компания сегодня уже работает и почему?

- Лизинг б/у техники вполне может стать долгосрочным трендом в силу значительного удорожания новой. Кроме того, быстрого насыщения рынка новым транспортом не произойдет. Это долгий процесс. Так, если говорить про автомобильный транспорт, дефицит сформировался еще в 2021 году, а в этом году в РФ значительно просело производство автомобилей (по данным Росстата, с января по июль 2022 года производство легковых автомобилей сократилось на 64%, а грузовых – на 20%). К этому еще добавляются ограничения по поставкам от иностранных производителей. По ж/д транспорту также идет сокращение производства, за 1-е полугодие 2022 года производство грузовых вагонов сократилось на 17% (по данным ИПЕМ).

В фокусе работы с б/у транспортом на первый план выходит вопрос возможности его эксплуатации и ликвидности на вторичном рынке. Например, если рассмотреть железнодорожный транспорт, то он высоколиквиден ввиду большого срока эксплуатации – 30 лет. Поэтому приобретение даже 10-15-летнего ж/д парка в лизинг абсолютно приемлемо – срок лизинга превышает срок его эксплуатации. И такие примеры можно привести по спецтехнике, морским и речным судам… Поэтому мы работаем со всеми предметами лизинга со вторичного рынка, в т. ч. с тяжелыми и мобильными буровыми установками.  

- В 1-м полугодии 2022 года компания показала взрывной рост объема бизнеса в сегментах автолизинга и строительной техники. Что послужило основными причинами столь высоких результатов компании?

- Рост объемов финансирования в этих сегментах обусловлен увеличением спроса на б/у технику, поскольку по новой технике предложения поставщиков сильно ограничены либо предлагаются по ажиотажной цене. Также высоким результатам группы способствовало наличие контрактов у клиентов на реализацию автодорожных, инфраструктурных и строительных проектов.

- Ваша компания является одним из лидеров в сегменте лизинга недвижимости. Какие сдерживающие факторы и факторы роста сегодня оказывают ключевое влияние на данный сегмент? Каковы ваши ожидания относительно дальнейших перспектив этого сегмента?

- В фокусе лизинга недвижимости, к сожалению, скорее всего, не окажутся продукты массового спроса, потому что ключевым клиентом данного сегмента является физлицо. Поэтому дальнейшие перспективы развития лизинга недвижимости связаны исключительно с точечными проектами юрлиц, и у нас есть такие сделки. В портфеле Группы Газпромбанк Лизинг разные объекты недвижимости. Это и построенные здания и сооружения, и производственные цеха, в т. ч. возведенные еще в 50-60-е годы. То есть мы умеем финансировать проекты как с новыми, так и с объектами недвижимости со вторичного рынка. Уникальность реализации объектов недвижимости состоит в том, что они продаются в качестве отдельных юрлиц. Поэтому возникают риски так называемых «скелетов в шкафу». Но благодаря компетенциям команды Газпромбанк Лизинг особенности сегмента не являются серьезным стоп-фактором. Чем сложнее, тем на самом деле интереснее.

- Какие стратегические цели на 2022 год компания ставит перед собой в качестве приоритетных? Каковы ваши ожидания по результатам (объем лизингового портфеля, нового бизнеса) компании по итогам всего 2022 года?

- В рамках стратегических целей Группа Газпромбанк Лизинг определила поддержку бизнеса действующих клиентов и сохранение необходимого качества лизингового портфеля. Мы не планируем выходить в высокорисковые отрасли, не планируем во что бы то ни стало удерживать за собой лидерство. Именно сейчас важно скрупулезно оценивать различные секторы экономики, просчитывать риски. Мы должны оставаться надежным и прогнозируемым финансовым партнером для наших клиентов.

Относительно ожиданий я бы не стал сейчас делать какие-либо прогнозы, но очевидно, что взрывного роста в 2-м полугодии не будет, рынок, скорее всего, недополучит той динамики роста, что была в прошлом году. Многое будет зависеть от осени: восстановления бизнеса лизингополучателей, поставщиков, а также от скорости перестройки цепочек поставок и логистики.

- Какие сегменты, по вашему мнению, способны показать восстановление во второй половине 2022 года, а какие, напротив, с высокой вероятностью завершат год сильным сокращением?

- Ситуация достаточно быстро меняется, и говорить о том, что будут какие-то серьезные провалы или, наоборот, появятся точки роста в моменте не представляется возможным. Могу сказать только про авиализинг: серьезных причин для восстановления данного сегмента не наблюдается. Хорошо будут себя чувствовать сегменты лизинга строительно-дорожной техники, грузовой и спецтехники, поскольку есть спрос в рамках новых федеральных проектов. Рынок легковых автомобилей немного восстанавливается, продажи в июне – июле растут небольшими темпами по сравнению с маем, но глубина просадки остается еще достаточно большой.

- Каковы ваши ожидания по качеству лизингового портфеля компании и в целом по отрасли по итогам 2022 года? Лизингополучатели из каких отраслей, по вашему мнению, столкнутся с наибольшим проблемами и будут вынуждены снижать свою активностью в части приобретения имущества в лизинг?

- Мы не ожидаем существенного ухудшения кредитного качества лизингового портфеля. Традиционно крупным потребителем лизинговых услуг являются компании транспортного сектора, и текущая ситуация здесь крайне разнонаправленно действует на участников отрасли. Так, пассажирские авиакомпании ощущают существенное давление на свое финансовое состояние. Переориентация же поставок на Восток приводит к увеличению спроса на провозные мощности. Это создает возможности для компаний, осуществляющих морскую и железнодорожную логистику, по наращиванию выручки и расширению портфеля заказчиков. Кроме того, крупные государственные проекты в сфере инфраструктурного строительства поддержат спрос на технику со стороны инжиниринговых компаний.

- Как, по вашему мнению, происходящие сегодня события повлияют на лизинговый рынок России (концентрация на игроках, конкуренция, развитие и угасание отдельных сегментов и т.д.)? Каким вы видите лизинговый рынок России в 2023–2024 годах?

- В перспективе ближайших лет мы можем увидеть определенные укрупнения игроков, развитие внутреннего рынка, а также усиление конкурентной борьбы. Что касается сегментов и направлений, то тут прогнозов не построишь. Например, в период пандемии, в 2020 году сильно взлетели запросы клиентов на лизинг IT и телеком-оборудования, а по итогам 2021 года сегмент показал уже отрицательную динамику -35,3%. То есть ситуативный лизинг, зависящий от конкретных потребностей клиентов в определенный период времени, все так же актуален, и 2022–2023 годы не станут исключением.

Источник: Эксперт РА.
Быстрого насыщения рынка новым транспортом не произойдет Быстрого насыщения рынка новым транспортом не произойдет – средства массовой информации о лизинговой компании «Газпромбанк Лизинг» СМИ о нас https://gpbl.ru/upload/iblock/a6d/ev6cp889v8qjr2f1ue03wd02vnpji63i.jpg
Газпромбанк Лизинг 115432, г. Москва, Проектируемый проезд №4062, д. 6, стр. 16, БЦ «Port Plaza» +7 495 719-13-96
Быстрого насыщения рынка новым транспортом не произойдет
{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}

Пользуясь сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.
Подробная информация приведена в соответствующих правилах

Понятно