Сошли с поезда, журнал Профиль 815, 3 июня 2013 г.

Российский лизинговый рынок переживает время перемен: прирост объема лизинга железнодорожного транспорта снижается, и компаниям приходится искать новые направления развития.

Во второй половине 2012 года динамика развития российской лизинговой отрасли резко пошла на спад, этот процесс продолжился и в 2013 году. Экономический рост в России замедляется: в первом квартале 2013 года ВВП увеличился всего на 1,6% по сравнению с 4,8% в аналогичном периоде 2012 года. Ситуацию усугубило то, что в январе был отменен налог на новое движимое имущество, в результате чего лизинг лишился важного преимущества перед кредитом, так как ранее при лизинговых сделках можно было избежать налогообложения.

Отдельного внимания заслуживает ситуация в сегменте лизинга железнодорожного транспорта. Перенасыщение рынка вагонов было спровоцировано рискованной политикой лизинговых компаний, которых привлек взрывной рост в этом сегменте. Директор департамента развития компании «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин отметил, что до кризиса на железнодорожную технику приходилось менее 30% отрасли, а в успешном 2007 году — всего лишь 22%. Но уже в 2011 году этот показатель составил около 50%. К середине 2012 года железнодорожный сегмент насытился, и темпы его роста пошли на спад, что отразилось на всем рынке. Но в этой ситуации есть и очевидный плюс. По мнению руководителя региональных филиалов компании «Райффайзен-Лизинг» Андрея Донченко, работая с вагонами, лизинговые компании накопили большой финансовый, технологический, кадровый и прочий потенциал, и теперь его можно направить на новые рынки, что является позитивным фактором для развития лизинга и экономики в целом. Образно говоря, ситуация с железнодорожной техникой заставляет компании «слезать с вагонной иглы» и перенаправлять свои усилия и капиталы в другие сегменты, например, в сегмент лизинга для малых и средних предприятий. Такая ситуация заставляет лизингодателей расширять сферу деятельности, улучшать ее качество, разрабатывать новые продукты и уделять первоочередное внимание инновациям и модернизации. Правда, как отмечает гендиректор компании «МКБ-Лизинг» Александр Кожевников, в отличие от сегмента железнодорожной техники, другие ниши лизинговой отрасли являются менее массовыми и требуют больше усилий для освоения: таких простых предметов лизинга, как вагон, на рынке больше нет. Поэтому в настоящее время полностью компенсировать спад в сфере лизинга полувагонов не удается. Тем не менее эксперты отмечают несколько сегментов рынка, имеющих большой потенциал роста. По словам гендиректора компании «Газпромбанк Лизинг» Максима Агаджанова, это лизинг коммерческого автотранспорта и дорожно-строительной техники. В 2012 году на лизинг автотранспорта пришлось 17% всей российской лизинговой отрасли, в то время как в Европе этот показатель равен 42%. То есть в России данный рынок сравнительно ненасыщенный. Положительное влияние на его развитие может оказать решение правительства об ограничении срока эксплуатации грузовых автомобилей, что повысит спрос на лизинг грузовиков. В 2012 году был воссоздан механизм дорожных фондов, в связи с чем эксперты ожидают устранения острого дефицита финансирования дорожного строительства. А вместе с увеличением объемов строительства дорог будет расти и спрос на лизинг дорожно-строительной техники. Кроме того, перспективным направлением является и лизинг авиатранспорта, поскольку спрос со стороны российских авиакомпаний, в том числе региональных, еще не удовлетворен. В 2012 году вступило в силу постановление правительства № 1212, в соответствии с которым федеральный бюджет возмещает российским авиакомпаниям часть их затрат по платежам за воздушные суда, приобретенные в лизинг для региональных и местных перевозок. В 2012 году были выделены субсидии на приобретение 23 самолетов. А всего в ближайшие четыре года планируется ввести в эксплуатацию 325 воздушных судов. Максим Агаджанов ожидает также развития сегмента нефтегазового оборудования. Уровень износа основных фондов добывающей промышленности высок: в целом по отрасли удельный вес оборудования старше 20 лет превышает 30%. Отстают наши предприятия и во внедрении новых технологий бурения и переработки. Помимо этого, отмечает эксперт, повысился интерес к лизингу морских и речных судов, из чего можно сделать вывод о высоком потенциале роста данного сегмента. Участники рынка также ожидают существенного роста в сфере лизинга для малого и среднего бизнеса (МСБ). Еще совсем недавно лизинговые компании неохотно финансировали предпринимателей из-за сложностей в прогнозировании развития их бизнеса и оценке рисков. Но в последнее время ситуация меняется. Наиболее востребованными у МСБ сегодня являются сделки с автотранспортом и стандартным оборудованием. Кстати, в последнее время в сегменте лизинга для МСБ на первый план выходит не столько умение лизингодателей оценивать риски, сколько возможность работать с просрочкой, изымать активы и впоследствии их реализовывать. Потенциал лизинга недвижимости в России также остается огромным: сейчас на этот сегмент приходится всего лишь 1,4% всей лизинговой отрасли. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, для сделок с недвижимостью необходимы длинные и недорогие ресурсы, которыми располагают далеко не все лизингодатели. Во-вторых, каждая сделка в определенной степени уникальна, что требует от лизингодателя высокого уровня компетентности. В-третьих, к сделкам с недвижимостью предъявляются жесткие требования. Кроме того, лизинг подходит далеко не для всех объектов недвижимости. Как пояснил Максим Агаджанов, лизинг оптимален в тех случаях, когда речь идет о зданиях, которые только вводятся в эксплуатацию, или для крупных коммерческих объектов, которые уже приносят доход с аренды. Андрей Донченко считает, что развитие этого рынка в первую очередь сдерживается из-за юридических и бухгалтерских нюансов. При этом лизинг недвижимости обладает рядом уникальных преимуществ, в частности, налоговыми льготами, возможностью привлечения длинного финансирования и защитой прав конечного собственника. Поэтому лизинговые компании продолжают активно работать над созданием новых продуктов для данного сегмента. Гендиректор компании «Петролизинг-Менеджмент» Александр Столбецкий говорит, что основным сдерживающим фактором для лизинга недвижимости являются неурегулированные правоотношения по объекту недвижимости и находящемуся под ним земельному участку. Кроме того, нередки случаи, когда продавец недвижимости желает продать не объект, а компанию, на балансе которой находится недвижимость. В то же время балансовая стоимость объекта, как правило, достаточно низка, и рыночная цена превышает ее в разы. В подобных случаях, стремясь к снижению налогового бремени, продавец ожидает получить по договору купли-продажи балансовую стоимость, а остальные средства — «в кейсе». В целом же эксперты сходятся в одном: скорее всего, в 2013 году не будет значительного роста лизинговой отрасли. В принципе перспектива медленного роста или стагнации не опасна для рынка, но возможно увеличение концентрации и усиление конкуренции, что негативно может сказаться на небольших лизинговых компаниях. Что касается прогнозных показателей, то мнения экспертов разделились: некоторые ожидают рост рынка по итогам года на уровне 10—15%, другие, наоборот, прогнозируют его падение на 5—10%. Хотя, как отмечает замначальника управления лизинга Альфа-банка Иван Перелешин, российский лизинг обладает одной интересной особенностью: о его реальных объемах не знает никто. Все уважаемые аналитические агентства включают в свои исследования немногим больше 100 компаний, в то время как их гораздо больше. В условиях отсутствия единого регулятора рынка лизинговые ассоциации не раз предпринимали попытки определить точное количество лизингодателей и оценить рынок через каналы государственных источников информации о регистрации. В результате выяснилось, что в России насчитывается 3—4 тыс. лизингодателей. Не секрет, что лизинг, не будучи лицензируемым видом деятельности, активно используется большинством корпораций и финансово-промышленных групп как легальный инструмент оптимизации налогов. При этом уровень бизнеса некоторых кэптивных лизинговых компаний, остающихся до сих пор в тени, не уступает бизнесу компаний топ-20 действующего официального рейтинга. Но каковы бы ни были результаты количественного роста отрасли в целом, все эксперты отмечают качественный рост лизингового портфеля. Также, по словам управляющего партнера агентства «Новые маркетинговые решения» Василия Кашкина, даже в условиях замедления экономики лизинговые компании имеют хорошие и до сих пор незадействованные ресурсы развития и повышения рентабельности за счет оптимизации бизнес-процессов, роста качества управления, а также мотивации персонала на повышение производительности и эффективности. Александр Столбецкий полагает, что общая тенденция роста процентных ставок неминуемо коснется и кредитования лизингодателей. Это заставляет финансовые службы лизинговых компаний формировать свой кредитный портфель в нескольких банках с диверсификацией сделок по их объему: чем дороже сделка и чем более ликвидным является имущество, тем ниже может быть ставка. Но, несмотря на то, что банковская отрасль сейчас переживает непростой период и это сказывается на доступности фондирования, банки заинтересованы в финансировании надежных лизинговых сделок. По словам Андрея Донченко, если лизинговая компания качественно оценивает свои риски и имеет отлаженные технологии, то банкам приходится даже конкурировать между собой за возможность профинансировать ее. Борьба за клиентов обостряется, поэтому актуальной задачей для лизинговых компаний становится активное удержание клиентов, в частности, при помощи программ лояльности. Участники рынка видят возможности для роста лизинговой отрасли в планомерном отвоевывании доли у банковского кредитования за счет более эффективных механизмов продаж, агрессивной маркетинговой политики и качественного сервиса. По словам Ивана Перелешина, уже сейчас лизинг успешно конкурирует с кредитами в тех сегментах, где его финансовые преимущества практически нивелированы. По мнению эксперта, дальнейший роста рынка невозможен без качественной сервисной составляющей и комплексного подхода к обслуживанию клиента: отрасль должна выйти на новый уровень развития, при котором лизингодатель решает задачу клиента, а не просто предоставляет финансирование под залог актива.

 

ЭКСПЕРТЫ

Иван Перелешин, заместитель начальника управления лизинга Альфа-банка:  

«Лизинг — это финансовая услуга, но его отличительная особенность в том, что он связан с поставкой материальных активов. По сути, это промежуточное звено между клиентом и банком. И в зависимости от типа клиента разнятся функции, которые берет на себя лизинговая компания. Крупные клиенты предъявляют требования к стоимости денег и сервису. В больших сделках клиент ждет от лизинга более длинных сроков кредитования, гибких условий и дешевых денег. Поэтому лизинг приобретает черты проектного финансирования, развивается отраслевая экспертиза и экспертиза активов. Нарабатываются эффективные схемы работы с поставщиками, появляется собственная логистика, совершенствуются методы финансовой оптимизации. Лидеры рынка выделяют консалтинг в полноценную составляющую бизнеса. В итоге крупные клиенты нередко рассматривают лизинг как альтернативу кредиту с широким списком дополнительных сервисов. Еще одно направление развития лизинга — розничное. Тут клиенты кроме удобства сервиса нуждаются и в оперативности предоставления услуги. Поэтому лизинговые компании предлагают пакетные решения. Сайты некоторых лизингодателей больше напоминают сайты автомагазина, чем финансового института. Спецусловия поставщиков позволяют предоставлять услугу на таких условиях, когда покупка авто в лизинг с учетом всех процентов становится дешевле, чем за деньги. В общем, лизинговая компания в сегменте розницы получает функции поставщика имущества, а не только финансового посредника».  

Сергей Калинин, директор департамента развития ООО «РЕСО-Лизинг»:

«Для увеличения продаж в розничном лизинге, как и в любом другом бизнесе, используются стандартные приемы: акции, скидки, персональные продажи, спецпрограммы с поставщиками, то есть привычные финансовые продукты пытаются завернуть в более красивую упаковку. Но ведь эти продукты нужно еще и продать, а для этого требуется соответствующий персонал, которого на рынке нет. Приходится создавать систему подготовки кадров. Еще одна составляющая успеха — отлаженность внутренних технологий, которая в современных условиях требует дорогостоящего оборудования и ИТ-поддержки».

http://www.profile.ru/article/soshli-s-poezda-75987

 

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}