Рынок лизинга коммерческих автомобилей продолжит рост во втором полугодии

В первом полугодии 2012 года российский рынок лизинга вырос: по предварительным оценкам аналитиков рейтингового агентства "Эксперт РА" за январь-июнь сумма заключенных контрактов 111 лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, увеличилась на 34% по сравнению с первым полугодием 2011 года. При этом объем совокупного лизингового портфеля на начало июля текущего года показал рост на 31%, до 2,1 трлн руб.

Как отмечают эксперты, среди причин роста отечественного рынка лизинга можно выделить общеэкономические позитивные тенденции, динамику банковских ставок, а также политику органов федеральных и региональных властей в области стимулирования данной финансовой отрасли. "Так, с 2012 года правительство фактически прекратило компенсировать авиакомпаниям часть затрат на лизинговые платежи при приобретении российских самолетов", - напоминает старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин.

При этом аналитик указывает, первое полугодие 2012 года на рынке лизинга в России выглядит успешным, в том числе, благодаря удачной базе сравнения. В частности, в первом 2011 года сумма новых сделок по лизингу в России составила около 530 млрд руб. (тогда как во втором полугодии 2011 года 770 млрд руб.), а в первом полугодии 2012 года уже 712 млрд руб.

Кроме того, прирост российского лизингового рынка в первом полугодии во многом обусловлен также подписанием отдельных крупных инвестиционных контрактов, в первую очередь, в железнодорожной отрасли, и ростом розничных лизинговых компаний, считают эксперты "Газпромбанк Лизинга".

Что касается прогнозов по дальнейшей динамике российского рынка лизинга, то, по мнению его участников, он продолжит расти, однако темпы роста замедлятся. "Если темп второго полугодия составит 800 млрд руб., то общий рост рынка лизинга год к году будет 16,3%, то есть меньше 20%, которые прогнозировались на этот период в конце 2011 года", - комментирует Олег Душин.

Аналогичных прогнозов придерживаются и в "Газпромбанк Лизинге". "Во-первых, на рынок лизинга перестал оказывать влияние "эффект низкой базы", а во-вторых его развитие во многом зависит от тенденций в сегменте железнодорожного транспорта, - поясняет генеральный директор "Газпромбанк Лизинга" Максим Агаджанов. - В связи с тем, что в первом полугодии 2012 года существенно снизились перевозки руды и угля, крупнейшие компании начали закрывать инвестиционные проекты по закупке железнодорожной техники, в частности, полувагонов".

В итоге, по оценке компании, в связи с существующими тенденциями в мировой экономике, ситуацией в отечественной экономике, рост лизинговой отрасли в России к концу 2012 года составит не более 20-30%.

Вместе с тем рынок лизинга коммерческих автомобилей показал активный рост в первом полугодии текущего года. Так, по оценке экспертов, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года рынок легкового коммерческого транспорта вырос не менее чем на 50%. "Это связано с тем, что в прошлом году в сегменте лизинга коммерческого транспорта и спецтехники наблюдалось планомерное снижение процентных ставок, - заметил г-н Агаджанов. - Кроме этого, многие лизинговые компании запускают совместные программы с автопроизводителями с нулевым удорожанием. Вместе с тем ведущие ключевые лизингодатели значительно расширили спектр услуг: дополнительное страхование, консультационные услуги, техническая помощь и прочее".

Позитивного взгляда на динамику рынка лизинга коммерческих автомобилей смотрят и в ИК "Церих кэпитал менеджмент", отмечая высокую ликвидность в этом секторе и выгоду этой услуги. "Лизинговые платежи можно в полном объеме относить на затраты предприятия, в отличие от кредитов, где к затратам относятся только процентные выплаты. Таким образом, если предприятие покупает транспорт, а лизинговые платежи превосходят его амортизацию, то возникает возможность дополнительной экономии по налогу на прибыль", - поясняет Олег Душин.

В целом, эксперты лизингового рынка отмечают рост проникновения лизинговых услуг в продажи коммерческих автомобилей и спецтехники. В частности, российский авторынок, демонстрирующий положительную динамику продаж на фоне падающих рынков Европы, дает основание для позитивного прогноза по лизингу автомобилей на конец 2012 года, считают в "Европлане". Напомним, что, по данным AEB (Ассоциации Европейского Бизнеса), продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в первом полугодии поднялись на 9%, до 83,193 тыс. машин в первом полугодии 2012 года по сравнению с 76,674 тыс. автомобилей за аналогичный период в 2011 году.

"Перед представителями малого и среднего бизнеса, которым необходимы удобные финансовые инструменты для обновления транспортной базы, оптимизации системы логистики, наращивания производственных мощностей, открываются все более доступные способы приобретения автотранспорта", - комментирует вице-президент по развитию бизнеса компании "Европлан" Александр Михайлов.

Таким образом, перспективы российского лизингового рынка коммерческих автомобилей оптимистичны – в этом совпадают мнения большинства рыночных экспертов. Так, в настоящий  момент повышается доступность лизинга как финансового инструмента, а также растет экономическая грамотность предпринимателей, замечают в "Газпромбанк Лизинг". Кроме того, помимо высокой ликвидности коммерческого автотранспорта, популярность данному виду лизинговых услуг обеспечивают также частое обновление автопарков грузоперевозчиков и более мягкие условия программ по сравнению с лизинговыми услугами на другое имущество.

"Коммерческий транспорт является высоколиквидным предметом лизинга с точки зрения обеспечения сделки, а значит, данный сегмент весьма устойчив к негативным изменениям в экономике", - резюмирует Максим Агаджанов.

 

http://www.raise.ru/category_articles/3723/

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}