Парк уверенного роста

Темпы прироста продаж коммерческих автомобилей в лизинг чуть выше, чем приобретение автомобилей традиционными способами с помощью кредита или напрямую у дилеров, но ключевым фактором роста рынка остается господдержка.

В текущем году рынок лизинга лишился главного источника статистической информации: рейтинговое агентство RAEX не проводило традиционного анкетирования лизинговых компаний по итогам полугодия, а потому не представило сопоставимых данных о доле лизинга в общем росте продаж коммерческого автотранспорта в текущем году. Воспользовавшись ситуацией, отраслевой журнал "Лизинг ревю" в нынешнем году провел собственное анкетирование, согласно которому в общем объеме новых сделок в первом полугодии контракты на поставку в лизинг автотехники, включая автобусы, коммунальную и сельскохозяйственную спецтехнику составили 38,2% (по методике РА "Эксперт" аналогичный показатель прошлого года находился на уровне 46%). По данным анкетирования 2018 года, доля лизинга легковых автомобилей в общем объеме нового бизнеса опрошенных лизинговых компаний составила 13,4%, грузовиков — 14%, строительной, коммунальной и сельскохозяйственной спецтехники — 8,9%.

По словам главного редактора "Лизинг ревю" Татьяны Савельевой, данные по сделкам некоторых крупнейших лизинговых компаний, в собственности которых находится значительный парк автотехники, продолжают уточняться, но корректировка цифр может произойти только в сторону увеличения темпов роста в сегменте автолизинга. "Если в начале года доля лизинга в общих продажах коммерческих автомобилей находилась на уровне около 10%, то можно ожидать, что в течение нынешнего года она окажется в пределах от 10% до 15%",— прогнозирует она. Популярность лизинга у покупателей автотранспорта растет, в том числе в силу значительной господдержки этой формы приобретения коммерческой автотехники, но никаких радикальных изменений в 2018 году на рынке не произошло: большинство клиентов предпочитают приобретать автомобили напрямую или с помощью кредитных механизмов.

Сами лизинговые компании, откликнувшиеся на запрос "Ъ", тоже отмечают рост автолизинга практически во всех сегментах рынка. Например, в "Сбербанк Лизинге" рост продаж легковых автомобилей за девять месяцев 2018 года по отношению к аналогичному периоду 2017 года составил 47%, коммерческих автомобилей — 75%, грузовых автомобилей — 27%, сельскохозяйственной и специальной техники — 61%. В четвертом квартале компания прогнозирует рост лизинговых сделок, но скорее за счет стоимости автомобилей вследствие ожиданий роста НДС с 18% до 20% с января 2019 года. "В связи с этим компании, планирующие обновление своего автопарка, будут стараться сделать это уже в 2018 году, а в начале 2019 года вполне вероятно сокращение объемов продаж автомобилей",— полагает заместитель гендиректора "Сбербанк Лизинга" Вячеслав Спиров.

У компании "Балтийский лизинг" за девять месяцев нынешнего года объем нового бизнеса в сегменте коммерческого автотранспорта вырос на 13%, до 12,6 млрд руб., сообщили "Ъ" в компании. По словам руководителя дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами Андрея Волкова, в целом объем нового бизнеса компании в автосегменте в январе--сентябре превысил 22,6 млрд руб., что на 19% больше прошлогоднего результата за три квартала. "Среди главных тенденций я бы отметил стремление клиентов покупать новые авто и, соответственно, сниженный интерес к вторичному рынку,— заметил он.— Это своего рода маркер восстановившегося спроса со времен 2013-2014 годов".

"Альфа-Лизинг" увеличила продажи в сегменте за первые три квартала вдвое в сравнении с прошлогодним показателем, сообщил "Ъ" директор по розничному бизнесу компании Андрей Бадмаев. По его словам, именно в третьем квартале спрос на автотехнику был особенно высоким, в том числе "по валютным договорам купли-продажи" зарубежных марок грузовиков Man, DAF, Mercedes-Benz и Scania. "В период нестабильного курса была тенденция на заморозку сделок, но в четвертом квартале компании постепенно возвращаются к плану покупки в связи со стабилизацией рубля,— отмечает он.— Чаще всего покупают шоссейные тягачи, крупную грузовую техники, а также самосвалы и грузовики с крано-манипуляторными установками". По словам господина Бадмаева, спрос на спецтехнику стимулирует программа субсидирования Минпромторга РФ на приобретение в лизинг различных типов бульдозеров, грейдеров и специализированных полуприцепов.

В компании "ВТБ Лизинг" тоже отмечают, что наиболее высоким спросом в 2018 году пользуется автотехника, подпадающая под программы субсидирования Минпромторга РФ. По мнению генерального директора компании Дмитрия Ивантера, позитивное влияние господдержки особенно наглядно в сегментах грузового автотранспорта и пассажирских автобусов, причем ее преимуществами с радостью пользуются как крупные корпоративные заказчики, так и представители малого и среднего бизнеса, для которых государство предусмотрело дополнительные льготы. В сегменте LCV, говорит он, активно поддерживают спрос региональные клиенты: наибольший рост лизинговых сделок с легкими коммерческими автомобилями массой до 3,5 тонны показали подразделения "ВТБ Лизинга" в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Воронеже, Новосибирске, Екатеринбурге и Уфе.

В компании "Газпромбанк Лизинг" считают господдержку лизинга автотранспорта "критически важным элементом для экономического роста реального сектора экономики" и говорят, что она "напрямую влияет на объемы рынка и выгодна всем игрокам: лизинговым компаниям, лизингополучателям и автопроизводителям". По оценкам специалистов компании, стимулирующий эффект господдержки в текущем году, когда было потрачено 4 млрд руб., можно оценить на уровне 25%, в прошлом — 40% при затратах около 12 млрд руб. Тем не менее в компании полагают, что неблагоприятные факторы в виде роста цен на грузовые автомобили, в том числе из-за ожиданий повышения налогов и ослабления рубля, во втором полугодии 2018 года могут привести даже к спаду продаж грузовых автомобилей на 5% к аналогичному уровню прошлого года. Но в сегменте легкового автотранспорта, считают в "Газпромбанк Лизинге", в годовом выражении рынок покажет прирост на уровне 10%.

Результаты последнего исследования рынка "Лизинг ревю" подтверждают ключевую роль господдержки в поддержании спроса на лизинг автотранспорта, но цифры говорят о достаточно скромном ее влиянии. Доля сделок с использованием различных федеральных и региональных субсидий в сегменте легкового автотранспорта составляет лишь 7,9%, в сегменте грузовиков — 23,7%, в продажах автобусов, троллейбусов и трамваев — 38%. Это означает, что потенциал роста автолизинга в России еще далеко не исчерпал себя, а большая часть приобретений автотехники в лизинг осуществляется и без использования бюджетных средств.

Источник: Коммерсант

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}