Лизинг в 2013-м: чего ждут участники рынка?

Большинство топ-менеджеров лизинговых компаний ждут увеличения ставок по кредитам в 2013 году. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА», оценив результаты опроса руководителей и финдиректоров лизинговых компаний, проведенного в декабре прошлого года в рамках конференции «Лизинг в России — 2012».

Динамика рынка

На форуме, в частности, обсуждалась динамика развития лизингового сектора в 2012—2013 годах, и, как показало исследование агентства «Эксперт РА», респонденты ждут сохранения тенденции к замедлению рыночной динамики в наступившем году. «53% опрошенных высказали предположение, что объем новых сделок на рынке вырастет не более чем на 10%. Стагнации ожидают 20% участников, а 10% респондентов придерживаются мнения, что произойдет сокращение рынка», — приводятся данные опроса в сообщении агентства.

Негативные ожидания в основном объясняются снижением ставок аренды и цен на вагоны в железнодорожной отрасли, которая является ключевой для лизингового рынка. Почти три четверти (74%) руководителей компаний ожидают, что доля лизинга подвижного состава в новом бизнесе снизится в 2013 году: 35% — что незначительно, менее чем на 5 п. п., а 39% — что более существенно. 22% прогнозируют сохранение доли этого сегмента на уровне 2012 года — около половины новых сделок.

Также в числе отрицательных факторов указываются высокая база роста, отмена налога на имущество.

Стоимость фондирования

«Дешевых» денег большинство топ-менеджеров лизинговых компаний в ближайшее время не ждут: так, по мнению 66% опрошенных, кредитные ставки повысятся на 1—2 процентных пункта. 22% респондентов считают, что колебания кредитных ставок будут незначительными, и только 6% — оптимисты, рассчитывающие на снижение ставок по кредитам — на 1—2 п. п. Впрочем, более значительного удешевления кредитов никто из респондентов не предполагает.

Перспективы розницы

Также лизинговые компании не ждут скорого увеличения доли розницы в новом бизнесе, несмотря на интерес к этому сегменту и ожидания сокращения доли крупных сделок с железнодорожной техникой. По мнению почти половины респондентов (48%), доля сделок стоимостью до 5 млн рублей в этом году вырастет менее чем на 3 п. п. Умеренный рост (в пределах 3—6 п. п.) прогнозируют 16% опрошенных, и только 8% полагают, что доля розницы вырастет более существенно, прибавив свыше 6 п. п. При этом более четверти лизинговых топ-менеджеров не ожидают никакого роста в этой сфере: 12% считают, что доля розничных сделок не изменится, а пессимистичные 16% предсказывают ее сокращение.

Ключевые проблемы и задачи

Что касается проблем и задач, на решение которых должны направить свои усилия лизингодатели для поддержки развития рынка, то почти треть респондентов (32%) считают, что главным вызовом-2013 станет снижение спроса (год назад на эту проблему как на ключевую указывали 34%). На второе место по важности опрошенные топ-менеджеры поставили поиск новых источников фондирования (по этому пункту доля снизилась до 30% с 32% годом ранее). Для 26% участников исследования в центре внимания находятся платежная дисциплина клиентов и кредитное качество.

При этом, как уточняет «Эксперт РА», «на фоне актуальности вызовов, связанных с сохранением и развитием бизнеса, вопросы работы с существующим портфелем (а именно проблемы обеспечения прав лизингодателя при изъятии имущества) отошли на второй план — никто из респондентов не назвал данные проблемы основным вызовом 2013 года».

Между тем в развитии рынка лизинга обнаружилось новое препятствие. По мнению игроков, отмена налога на новое движимое имущество с 2013 года уменьшает привлекательность лизинга по сравнению с кредитом. Тем не менее катастрофических последствий для лизингового рынка участники исследования «Эксперт РА» не ожидают: 44% полагают, что отмена указанного налога особо не отразится на объемах нового бизнеса в 2013-м, а по мнению еще четверти респондентов, сокращение будет незначительным — меньше 5%. Пессимистами в этом вопросе оказались 6% респондентов: объем нового бизнеса уменьшится более чем на 10% в результате ослабления конкурентных преимуществ лизинга, опасаются они. «23% участников рынка придерживаются мнения, что сокращение нового бизнеса составит от 5% до 10%», — добавляют в «Эксперт РА». Нашлись, по данным рейтингового агентства, и оптимисты в количестве 2% от общего числа участников опроса. Они считают, что отмена налога на имущество должна стимулировать предприятия к новым инвестициям, и надеются в этой связи на рост объема нового бизнеса.

Инфраструктура

В ходе опроса участники также оценили перспективы и целесообразность расширения филиальных сетей лизинговых компаний. Большинство уверены, что значительного роста числа филиалов не будет, поскольку сеть и так уже достаточно развита. «28% респондентов считают, что лизинговые услуги достаточно широко представлены в регионах и точки присутствия заметно увеличиваться не будут. 22% топ-менеджеров ждут роста числа представительств, еще 24% прогнозируют развитие сети агентов лизинговых компаний. 16% участников опроса считают, что широта филиальной сети не является определяющим фактором для роста бизнеса лизинговой компании», — говорится в исследовании «Эксперт РА».

В интерактивном опросе агентства «Эксперт РА» приняли участие руководители и финансовые директора более чем 50 лизинговых компаний. В числе респондентов были топ-менеджеры компаний «Абсолют Лизинг», «БелФин», «Бэлти-Гранд», «ВТБ-Лизинг», «Газпромбанк Лизинг», «Дэнмар-Лизинг», «Зест», «Интеза Лизинг», «КамАЗ-Лизинг», «Лизинг Стандарт», «МКБ-Лизинг», «МСП Лизинг», «Райффайзен-Лизинг», «РЕСО-Лизинг», «РТК-Лизинг», «Сбербанк Лизинг», «Соллерс Финанс», «Ханса Лизинг», «ЭкономЛизинг», «ЮниКредит Лизинг», Петербургской лизинговой компании.

 

http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=4428545

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}