Лизинг. Свежее решение. Профиль. 11\25\2013

Темпы прироста лизинговых операций замедляются, компаниям приходится активно искать новые рынки и предлагать новые продукты.

В этом году едва ли стоит ожидать высоких результатов от лизинговых компаний. По предварительным данным рейтингового агентства «Эксперт РА» и Объединенной лизинговой ассоциации, за первые три квартала 2013 года объем новых лизинговых сделок сократился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Согласно большинству прогнозов, прирост валового внутреннего продукта (ВВП) по итогам 2013 года не превысит 2%.

В 2013 году ставки по лизингу почти не изменились — к такому выводу пришли специалисты компании «Новые маркетинговые решения», проведя в нынешнем сентябре оценку ключевых условий лизинга. По мнению аналитиков, удорожание либо осталось прежним, либо снизилось. Наиболее значительное снижение в 2013 году осуществил «ВЭБ-лизинг» — до 4 процентных пунктов по сравнению с началом года для розничных продуктов в сегменте автотранспорта и спецтехники. Некоторые другие компании снизили стоимость лизинга в пределах 0,5 процентного пункта (например, «Сбербанк Лизинг» и «Зест»). Насколько известно, ни один крупный лизингодатель не пошел на повышение ставок. Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на ставки, является доступность недорогого фондирования. В целом ситуация в этой области сейчас благоприятная: у лизинговых компаний достаточно много предложений от банков по кредитованию, разработан целый ряд программ поддержки малого и среднего бизнеса, компенсируются лизинговые и авансовые платежи за счет государственных фондов. По мнению экспертов, в данный момент нет значимых факторов, способных резко поменять ситуацию с процентными ставками. В таких условиях лизинговым компаниям приходится повышать качество сервиса, а также искать новых клиентов в ранее непривлекательных сегментах и предлагать им новые лизинговые продукты.

Руководитель региональных филиалов компании «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко выделил несколько сегментов рынка лизинга, в которых в 2013 году можно отметить рост спроса. Во-первых, сюда относятся области, где до последнего времени не в полной мере были удовлетворены запросы клиентов, например, лизинг для малого бизнеса. Во-вторых, отмечается рост объемов там, где существует повышенный инвестиционный спрос на новую технику, например, в сфере лизинга авиационной техники. В-третьих, растут сегменты, где лизинговым компаниям удается активно внедрять и совершенствовать принципиально новые для российского рынка продукты, например, операционный лизинг автотранспорта. К аутсайдерам рынка в первую очередь можно отнести лизинг железнодорожного подвижного состава.

Финансовый директор Объединенной лизинговой компании Елена Алексеева считает, что в 2013 году особенно увечился спрос на лизинг недвижимости. Также, по мнению эксперта, в последнее время все лизинговое сообщество очень заинтересовано в развитии операционного лизинга. Данный вид услуг востребован в сферах легкового, грузового и железнодорожного транспорта, строительной техники, погрузчиков и складского оборудования. В том числе операционный лизинг удобен клиенту тем, что кроме оборудования и техники последний получает комплекс сопутствующих услуг, таких как страхование, хранение, ремонт и обслуживание. Также одним из самых потенциально емких, но при этом почти неосвоенных сегментов является лизинг коммерческой недвижимости. В целом можно сказать, что наибольшим потенциалом развития сейчас обладают сложные лизинговые продукты, работа с которыми требует высокой компетенции со стороны лизинговой компании и, что гораздо важнее, наличия определенных внешних условий. Несмотря на то, что условия зачастую отсутствуют, на рынке уже появились некоторые интересные услуги. Например, линейка продуктов компании «Райффайзен-Лизинг» была дополнена услугой «Лизинг недвижимости».  Другой участник рынка — Объединенная лизинговая компания — запустил необычный проект, который разрабатывался целых 2 года. Компания заключила дилерское соглашение с японским производителем музыкальных инструментов и получила возможность передавать данное оборудование в лизинг. Профессиональные музыкальные инструменты стоят дорого, и не каждая музыкальная школа или даже концертный зал могут позволить себе такие покупки, когда им это необходимо. Поэтому спрос на лизинг инструментов есть, причем довольно высокий.

Компания «РЕСО-Лизинг» в 2013 году запустила обновленный продукт «Партнерский», который рассчитан на повторных клиентов и предполагает более выгодные условия приобретения имущества, если сравнивать с новыми клиентами. По словам заместителя коммерческого директора «РЕСО-Лизинг» Александра Исаева, особенное внимание в рамках данного продукта уделяется легковому и грузовому автотранспорту и спецтехнике с паспортом транспортного средства (ПТС) или паспортом самоходной машины (ПСМ). Компания «Газпромбанк Лизинг» запустила операционный лизинг буровых установок и систем верхнего привода. В основном услуга ориентирована на компании, которые начали освоение новых месторождений и не желают терять прибыль из-за простоя в ожидании изготовления буровой техники по индивидуальному заказу, а также на небольшие добывающие компании, которым необходимо быстро приступить к освоению месторождения. Помимо этого в линейке компании появился первый стандартизированный продукт, позволяющий потенциальным клиентам получить одобрение на лизинг любого имущества, в том числе оборудования стоимостью до 300 млн рублей. Оформление таких сделок осуществляется относительно быстро — за 5 рабочих дней.

В последнее время в России растет потребность в операционном лизинге, хотя законодательная база в этом сегменте развита в недостаточной степени и потенциальные клиенты еще не вполне готовы использовать этот инструмент. Генеральный директор компании «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов считает, что по сравнению с европейскими странами оперативный лизинг в России развивается недостаточно быстро и спрос на него присутствует преимущественно в секторах авиатехники, коммерческого транспорта и спецтехники. На то есть целый ряд причин. Так, в нашей стране сдерживает развитие оперативного лизинга в основном российский менталитет: наши бизнесмены предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду. Также группы влияния внутри компании-лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга, например, техобслуживания автомобиля, сторонней сервисной или лизинговой компании. Многие российские лизингодатели пока еще не умеют работать со сложным, нестандартным оборудованием. Кроме того, нельзя не отметить отсутствие устойчивой статистики по вторичному рынку оборудования. Еще одна проблема — незащищенность права собственности на российском рынке. А операционный лизинг, как отметил заместитель начальника управления лизинга Альфа-банка Иван Перелешин, подразумевает торжество именно собственника, так как этот продукт предполагает неоднократное пользование имуществом в течение срока его службы. В случае возникновения проблем собственник в России оказывается один в мониторинге, поиске и изъятии своей собственности.

Также, по мнению эксперта, существенно задерживает развитие операционного лизинга в России отсутствие единой базы по техосмотрам, страхованию, дорожно-транспортным происшествиям и т.д. То есть в России очень трудно проследить историю автомобиля и понять, насколько качественно он обслуживался и какие повреждения получал. А значит, и ликвидность машины на вторичном рынке будет невысокой. Кстати, отсутствие развитого вторичного рынка для операционного лизинга — это самая большая проблема. Если в сегменте автомобилей он еще работает с определенными допущениями, то в остальных сегментах сделки носят относительно стихийный характер.

Несмотря на перечисленные сложности, ряд лизинговых компаний все же предлагает операционный лизинг. Другие пока лишь присматриваются к этому сегменту, который еще не перешел порог статистической погрешности. Например, уже несколько лет успешнопредлагает своим клиентам операционный лизинг компания «РайффайзенЛизинг». Она реализует эту программу совместно с одним из партнеров: лизингодатель берет на себя функцию инвестора, а партнер отвечает за операционную техническую поддержку клиентов. Альфа-банк, напротив, пока не планирует развивать оперативный лизинг, так как это требует в том числе наличия развитого вторичного рынка предметов лизинга.

 

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}