Государственная поддержка российского лизинга, Коммерсант, "Лизинг". Приложение, №67 (5098)

Одно из ключевых препятствий на пути стабилизации российской экономики — слабая инвестиционная активность российских предприятий. В то же время мировой опыт показывает прямую зависимость между развитием лизинга и привлечением капиталовложений.
Понятно, что лизинг не может существовать отдельно от отечественной экономики и что на него оказывают влияние все принимаемые законы и события, происходящие в ней. В связи с существенным износом основных фондов российских предприятий, вступлением в ВТО, положением России на мировой арене в настоящее время существует объективная необходимость в полномасштабном перевооружении производства. Лизинг при активном внедрении может стать мощным импульсом, как для технического обновления производства, так и для структурной перестройки всей экономики в целом. Но задача такого масштаба может быть осуществима только при тесном взаимодействии лизингового сообщества с государственными структурами в части принятия законодательных инициатив, способствующих развитию экономики в целом.
В России положения многих законодательных и нормативных документов, регламентирующих общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных операций и т. д., не являются специфическими по отношению к лизинговой отрасли и не учитывают специфику деятельности лизинговых компаний. В настоящее время существует ряд актуальных вопросов, требующих решения на уровне законодательства.
Во-первых, наличие налоговых льгот при лизинге оказывает существенное влияние на реализацию инвестиционных программ предприятиями, не имеющими запаса рентабельности, а к ним относится большинство российских производителей. Поэтому одним из последствий отмены ускоренной амортизации может стать снижение их инвестиционной активности. Во-вторых, принятие таких изменений повлечет за собой развитие других сфер лизинга, таких как оперативный лизинг, лизинг для физических лиц и пр., а они в настоящий момент не обеспечены необходимой поддержкой с точки зрения законодательства.
Отсутствие консолидированной позиции по вопросу соблюдения баланса интересов лизингодателей и лизингополучателей в случае изъятия предмета лизинга: в отношении лизингополучателя — сбалансированный подход к пониманию цены выкупа, в отношении лизинговых компаний — принятие цивилизованных правил изъятия.
В первую очередь перспективы развития рынка лизинга в России зависят от его привлекательности для потребителей этой услуги. Именно поэтому столь важны инициативы, реализуемые государством в рамках поддержки лизингополучателей. В настоящее время во многих регионах России приняты программы субсидирования части затрат на обслуживание договоров лизинга для малого бизнеса, а также для предприятий, приобретающих с помощью лизинга имущество, произведенное российскими предприятиями.
Следующим этапом поддержки данной инициативы должно стать возмещение субъектам малого бизнеса, инновационным компаниям, а также предприятиям стратегических отраслей части лизинговых платежей при покупке нового технологического оборудования, в том числе и импортного, при условии, что аналогичное оборудование не производится на территории России. Кроме возмещения в финансовой форме такие сделки могут поддерживаться в форме предоставления гарантий со стороны субъектов федерации, на территории которых реализуются программы развития.
Важно отметить, что не только лизинговый рынок должен быть заинтересован в государстве и требовать от него принятия комфортных для себя условий деятельности, но и государство должно быть заинтересовано в лизинговом рынке, который для этого должен обеспечить прозрачность операций, понятные стандарты и подходы к работе. Это позволит рассматривать лизинг как рискозащищенный инструмент с точки зрения экономики в целом.
Дальнейшее развитие рынка лизинга диктует необходимость создания стандартов лизинговой деятельности, которые позволят снизить административную нагрузку на лизингополучателей, повысить инвестиционную привлекательность отрасли в целом за счет снижения рисков, расширить доступ для российских лизинговых компаний на рынки капитала.
На реализацию этих целей направлена в первую очередь инициатива по разработке стандартов по риск-менеджменту и созданию саморегулирующей организации в лизинговой отрасли. Принятие единых стандартов позволит и финансовым институтам рассматривать лизинговые компании в качестве привлекательных надежных заемщиков.
Банковские кредиты для лизинговых компаний — ключевой источник фондирования и занимает в их пассивах около 70%, поэтому конкурентоспособность и рентабельность лизинговых компаний в России существенно зависят от условий банковского фондирования. Однако сейчас лизинговые компании с точки зрения формальных показателей не являются лучшими клиентами для банков.
С 1 июля 2012 года вступила в силу новая версия инструкции 110-и по расчету достаточности капитала банков. Согласно ей, устанавливаются повышенные коэффициенты риска 1,5 по многим группам заемщиков — фактически для значительной части корпоративных заемщиков, не относящихся к малому бизнесу, стратегическим предприятиям, а также к оборонно-промышленному комплексу. Банковский сектор России стремится к базельским принципам, в частности, в плане критериев кредитного качества заемщиков. В новой инструкции 110-и предусмотрено важное исключение: при наличии кредитного рейтинга высокого уровня повышенный коэффициент риска не применяется. Поэтому формирование сильного устойчивого лизингового рынка неосуществимо без повышенного внимания лизингодателей к уровню собственной финансовой устойчивости.
Результатом таких мер должно стать повышение капитализации российских лизинговых компаний и привлекательности рынка для инвесторов. Это позволит рассматривать лизинг не как способ использования налоговых преференций, но как зрелый механизм инвестирования.
Максим Агаджанов, генеральный директор "Газпромбанк Лизинга"
 
 
 

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}