Где брать деньги? "КоммерсантЪ Лизинг". Приложение №205 от 13.11.2014

Общий дефицит финансирования в России затронул и лизинговые компании. Меньше всех от нехватки финансовых ресурсов пострадали лизинговые "дочки" крупных банков с госучастием.

Ставшее результатом введения санкций со стороны ЕС и США ограничение доступа крупных российских банков к европейским и американским финансовым ресурсам повлияло и на лизинговые компании, которым стало непросто находить финансирование по приемлемой для клиентов цене. "Часть финансирующих банков действительно уже столкнулась со сложностями в части собственного фондирования — это выражается как в росте процентных ставок, так и в более скрупулезном подходе к оценке прогноза платежеспособности лизингополучателей",— говорит генеральный директор компании "Газпромбанк Лизинг" Максим Агаджанов.

Структура фондирования некоторых лизинговых компаний начинает меняться, многие лизинговые компании готовят программы выхода на рынок облигационных займов (обеспеченных и необеспеченных). Крупные компании могут переориентироваться на рынки заимствований стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

К примеру, лизинговая модель используется для приобретения авиатранспорта — как иностранного, так и российских самолетов SSJ 100. Крупнейшие игроки в этой сфере — "ВЭБ-лизинг", "ВТБ-Лизинг", Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), "Сбербанк Лизинг". В текущем году сделки по покупке самолетов идут непросто, так как материнские банки ряда участников рынка подпали под санкции. Одной из первых лизинговых компаний, переориентировавшихся на Восток, стала ГТЛК, которая заключила с одним из крупнейших банков в мире, Промышленным и коммерческим банком Китая, соглашение о финансировании приобретения трех новых Boeing 777-300ER для "Аэрофлота". Комментируя соглашение, заместитель генерального директора ГТЛК Владимир Добровольский отмечает, что переход на азиатское финансирование пока нельзя назвать трендовым для российского рынка, так как привлекать деньги напрямую из-за рубежа способно ограниченное число лизинговых компаний. "Обычно посредником выступают российские банковские структуры, которые принимают риски на себя. Если говорить о ГТЛК и нескольких других крупнейших игроках рынка, то основным изменением для нас стала планомерная переориентация с западного рынка заимствований на азиатский. ГТЛК уже вышла на азиатский рынок, и мы планируем активизировать работу в этом направлении. В октябре ГТЛК и Промышленный и коммерческий банк Китая заключили соглашение о приобретении трех самолетов Boeing, ранее в рамках партнерства с лизинговой "дочкой" китайского банка, ICBCL, GTLK Europe Ltd передала в лизинг авиакомпании "Аэрофлот" пять воздушных судов Airbus A321. Модель взаимодействия с китайским финансовым институтом мы пока не готовы раскрывать. Это коммерческая информация, не подлежащая распространению на текущем этапе сделки". В перспективе Владимир Добровольский ожидает увеличение участия банков АТР в финансировании сделок крупных лизинговых компаний. В отличие от, например, крупных промышленных холдингов, лизинговые компании не столь единодушны в переориентации на страны АТР. Например, гендиректор компании CARCADE Алексей Смирнов не считает актуальными для своей компании заимствования у банков АТР или Ближнего Востока в связи с высокими валютными рисками.

Еще одним возможным вариантом привлечения финансовых ресурсов может стать для лизинговых компаний использование некредитных финансовых инструментов. Правда, при этом представители лизинговых компаний признают, что текущая конъюнктура для выпуска облигаций или векселей неблагоприятна.

"Несмотря на ухудшение условий фондирования, повышение банковских ставок, я не вижу инструментов, которые могли бы заменить кредиты,— признается Владимир Добровольский.— Еще в прошлом году для крупных игроков рынка удачным инструментом решения проблем с финансированием были облигации. ГТЛК также выходила на рынок заимствований, и мы крайне позитивно оцениваем этот опыт. Например, благодаря выпуску ценных бумаг мы смогли профинансировать проекты в региональной авиации, под которые было довольно сложно привлечь банковские кредиты. Мы планируем провести новое размещение, однако дата пока не определена. В текущей экономической ситуации на них довольно сложно найти достойный спрос со стороны финансовых институтов. Вексельные схемы для рынка лизинга достаточно экзотический инструмент. ГТЛК его не использует, и я не прогнозирую, что в перспективе вексельные схемы получат широкое распространение в лизинге".

Директор управления по работе с крупнейшими клиентами ЗАО "Сбербанк Лизинг" Анастасия Халилова также отмечает, что на рынке главным источником финансирования лизинговых компаний по-прежнему остаются кредиты, но "в период экономической нестабильности условия и требования банков становятся жестче, поэтому лизинговые компании все чаще задумываются об альтернативных источниках фондирования". Генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов дополняет, что банковские кредиты занимают 60-70% в структуре источников финансирования лизингодателей, а компании, аффилированные с крупными кредитными институтами, сейчас начали активнее использовать свое преимущество на рынке. Максим Агаджанов подтверждает, что действительно "Газпромбанк Лизинг" получает в достаточном объеме финансирование от материнского банка ГПБ (ОАО) и не планирует принимать дополнительных мер по фондированию из других источников. "Однако вполне возможно, что в следующем году мы увидим выход некоторых других лизинговых компаний на рынок заемного капитала альтернативных инструментов, таких как, например, облигации",— рассуждает глава "Газпромбанк Лизинга". ***Мы используем систему оценки рисков, а также всегда проводим дополнительный детальный анализ финансового состояния лизингополучателя, в результате требования к клиентам, прошедшим фильтр анализа рисков, несмотря на кризис, не ужесточаются и остаются прежними. Также сохранили неплохое самочувствие лизинговые компании иностранных финансовых институтов. Генеральный директор ООО "Сименс Финанс" Олег Ракитский замечает: "Наша компания не зависит от ситуации с ликвидностью российских банков и рынков капитала. Несмотря на общее замедление российского рынка лизинга, темпы роста портфеля и нового бизнеса "Сименс Финанс" достаточно стабильны". Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2608808

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}