Дух отечества."КоммерсантЪ Лизинг". Приложение №205 от 13.11.2014

В середине года правительство Российской Федерации взяло курс на политику импортозамещения, что обусловлено как необходимостью повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, так и объективными требованиями обеспечения национальной безопасности. В соответствии с поручением президента и правительства РФ российские компании изучают направления импортозамещения.

В конце октября Минпромторг подготовил "общую директиву" о запрете на закупку импортной продукции, кроме той, что не имеет аналогов в России. В частности, речь идет о тяжелом машиностроении, транспорте и металлургии. Преимущественно мера распространится на компании, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%. По данным экспертов, документ вступит в силу до конца года.

В настоящее время по базовым направлениям развития импортозамещения формируются программы для стимулирования стратегических отраслей промышленности. Несмотря на то что часть компаний российской промышленности не готова переходить на отечественное оборудование, прогнозы Минэкономики достаточно оптимистичные: российские обрабатывающие производства увеличат свою долю в ВВП с 13,2% в 2014 году до 13,6-13,7% в 2015-2017 годах в связи с начавшимся процессом импортозамещения. Если вспомнить историю, то большой рывок в импортозамещении произошел в конце 1990-х годов в связи с дефолтом рубля. Импортные товары стали недоступны, а дешевый рубль поддержал отечественное производство. В наибольшем выигрыше оказалась пищевая промышленность: был существенно сокращен импорт мяса, а по курице была достигнута самообеспечиваемость, за счет чего "ножки Буша" полностью исчезли с прилавков. Другой пример — начало производства труб большого диаметра, чего ранее в стране не производилось. В России существует немало примеров успешного импортозамещения. Например, автомобильный кластер в Калужской области, завод бытовой техники во Всеволожске и другие. Таким образом, за счет продуманной экономической политики импортозамещение может подстегнуть рынок не только к выходу на самообеспечение, но и к созданию продукции нового поколения, так как замена имущества предполагает обновление и усовершенствование используемого в настоящий момент оборудования.

Несмотря на позитивный настрой, существует несколько факторов, сдерживающих развитие импортозамещения, например существенный износ оборудования, в том числе западного, требующего обновления оборудованием такого же уровня качества и производительности. Производящие же его компании предпочитают инвестировать в обновление основных фондов, нежели в усовершенствование и увеличение производства. Сложнее всего обстоит ситуация в добывающей отрасли, испытывающей острую потребность в расширении парка буровых машин и увеличении энергомощностей. Это обусловлено тем, что недропользователи вынуждены компенсировать падение добычи нефти и газа на действующих промыслах за счет ввода большого количества новых скважин на действующих и новых промыслах, а также в связи с перемещением нефтегазодобычи в районы Крайнего Севера, что будет способствовать росту потребления мобильных источников электроэнергии в регионах, где отсутствуют стационарные.

Стоит также отметить и рост энергопотребления нефтегазового комплекса, который обусловлен исчерпанием резерва роста за счет работы со старым фондом техники, что, в свою очередь, приводит к увеличению объемов бурения и, соответственно, закупок нового бурового оборудования. Кроме этого, по данным РБКResearch, около 77% парка буровых установок, работающих на территории России, выработало свой ресурс. Из 850 буровых установок, расположенных на территории РФ, только около четверти имеют возраст менее десяти лет. Половину существующего парка составляют буровые установки возрастом старше 20 лет, которые требуют немедленной замены. Не стоит забывать и о специфических горно-геологических и климатических условиях, которые требуют специализированных буровых установок, ограничивая применение традиционных конструкций и, как следствие, повышая энергопотребление.

Тем не менее выход из сложившейся ситуации есть. Так, ведущие лизинговые компании поддерживают курс правительства РФ на импортозамещение, создавая специальные программы поддержки добывающей отрасли и отечественных производителей. Например, одна из крупнейших компаний лизинговой отрасли — ГЛК "Газпромбанк Лизинг", обладающая высокими компетенциями в нефтегазовой и энергетической отрасли, более десяти лет сотрудничает преимущественно с отечественными компаниями--крупнейшими производителями различного оборудования. Среди основных партнеров компании — ООО "Уралмаш НГО Холдинг", ЗАО "РЭП Холдинг", ОАО "ЧЕТРА — промышленные машины", ОАО КамАЗ, ОАО ПО ЕлАЗ, а также другие ведущие производители России. На сегодняшний день профинансировано более 104 единиц бурового оборудования отечественного производства на сумму свыше 16,5 млрд руб. в рамках поддержки нефтегазовых проектов российских компаний.

Кроме этого с целью удовлетворения потребностей рынка "Газпромбанк Лизинг" начал развивать новое направление деятельности: предоставление в аренду энергетического и нефтегазового оборудования таких производителей, как ООО "Уралмаш НГО Холдинг", ЗАО "РЭП Холдинг". Энергокомплексы от 1 МВт на базе двигателей Cummins и Brodcrown, произведенные ЗАО "РЭП Холдинг", составили достойную конкуренцию альтернативным предложениям западных производителей и уже обеспечивают эффективную работу ряда объектов нефтегазового комплекса на условиях аренды. В частности, осуществляют бесперебойную подачу электроэнергии на различных объектах при разработке месторождений в Республике Башкортостан, Пермском крае, Оренбургской и Самарской областях.

По данным Росстата, стал заметен рост промышленного производства в России, который наметился еще летом. Например, выпуск железнодорожных полувагонов вырос более чем на 20%, а выпуск в обрабатывающих отраслях увеличился более чем на 2%. По мнению генерального директора ГЛК "Газпромбанк Лизинг" Максима Агаджанова, все это свидетельствует о начале роста отечественной промышленности. Как отмечают эксперты, в случае успешной реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по различным отраслям промышленности на 20-30%. "Мы со своей стороны активно поддерживаем отечественных производителей, предлагая лизингополучателям максимально выгодные условия на лизинг именно отечественного оборудования",— подчеркивает эксперт.

Другие публикации

{{ sweetModalMsg.title }}
{{ sweetModalMsg.text }}